мои джентльмены предпочитают блондинок
Когда герой (а чаще - всё-таки героиня, но не какая-то одна и та же, несколько уже таких) внезапно что-то про кого-то понимает, то она мало того, что от других персонажей скрывает, о ком и что именно поняла, так ещё и ход её мыслей показан как-то обтекаемо. Читателю тоже может быть непонятно, что там героиня поняла и кого разоблачила. Вот думаю - зачем я так делаю? Вроде не из стеснения. Стало быть, я рассчитываю сделать сюрприз именно читателю. Чтобы было сначала не очевидно, почему героиня ведёт себя с кем-то... ну, хитро, осторожно или намекающе, а потом внезапно раскрылось, что она уже давно о чём-то догадалась. Чтобы этот эффект можно было оценить при повторном прочтении. Скрытный ПОВ-персонаж.
Это вообще нормально? Или надо сразу давать понять читателю, о чём и о ком героиня догадалась? А можно хотя бы компромисс - чтобы не прямо по имени в мыслях, а какие-то моменты, вещи, достаточно чётко ассоциируемые с разоблачённым персонажем? Ну, в "Выиграть в куклы" у Ксюши как-то вот так оно было поначалу - капюшон там она представляет, оговорки всякие про двести лет и всё такое. В иных же случаях оговорки и намёки слишком уж тонкие. Или нормально, если так тонко и обтекаемо выражается не фокальный персонаж, скрывая от фокального свою догадку?
Ну, если конкретно - кое-где Тинна поняла, что это Хисстэйрил спалила Хондарка и её. Тот не выдаёт Хисстэйрил, Тинна тоже не подаёт вида, что догадалась, а то вдруг нельзя. Или ещё дальше, когда Хондарк будет маскироваться уже под учителя, а Тинна его вспомнит и узнает, то по её намёкам Тринайя догадается, что Хондарк - это вообще-то её пропавший брат, но она тоже прямо не скажет, будет только намекать про его уже двойную маскировку. Или надо прямо? Насколько это норм, что они там все скрытные? Прослушки от тех, о ком намекают, боятся, что ли, не пойму...
Видимо, маловато я торчала на таких анонимках, где обсуждаемых прямо по никам называть избегают. Там-то было понятно, о ком речь. А у меня чё-то не очень, как будто я не научилась до конца делать это правильно. Нет, есть один автор на Фикбуке, у которого такая фишка - герои говорят о разном, но слова одного подходят под то, о чём другой подумал, и их недопонимание набирает обороты. От читателя тоже прячут имена героев в текущей сценке иногда, чтоб потом типа не на тех подумали. Там тоже намёки, и именно на вещи, типа деталей внешности или каких-нибудь вкусняшек. Но там вся комедия именно на этом строится, что намекают на разное, а думают, что на одно и то же. У меня не совсем такое планируется. Я хочу тонко троллить или озадачивать не только того героя, от которого скрывают, что его разоблачили, но и читателя, когда он увидит их взаимодействие. А кое-где и от собеседника скрывают. Репутация Хисстэйрил же неприкосновенна, её надо прикрывать со всех сторон, чтобы не попалась раньше времени! :-D Может, эти плаксы её оба жалеют? Не пойму точно...
Где грань между "интересно поразгадывать намёки, показалось или нет?" и "что за хрень, ничего не понятно, от читателя важное скрывают"? Хочу первое, а не второе.

@темы: вопрос, обдумываю, идёт работа над...