мои джентльмены предпочитают блондинок
Я уже как-то писала о таких персонажах с подвохом, которые вроде милые, но рядом с по-настоящему хорошими ощущаются как химический подсластитель рядом с натуральным фруктом, без естественных горьковатостей и шероховатостей, слишком идеально сделанные, чтобы быть искренне хорошими. Теперь у меня новая формулировка вот этого вот. Ну и не только этого, тут выходит схема из четырёх типажей.

Вот положительный протагонист, герой без всяких "анти-", искренне добрый человек. От таких обычно есть ощущение мягкости и теплоты. Мягкость - это типаж внешности, форма глаз, бровей, отсутствие резких и острых черт, вызывающего макияжа, цветовая гамма в одежде, тембр голоса. То есть, по облику и первому впечатлению со злодеем не перепутаешь. Теплота - это уже больше про манеру себя вести, взгляд, интонации голоса, это проявления, показывающие наличие добрых чувств, привязанностей, любви, сочувствия. В заострённой форме бывает ещё горячность. Страстность, праведный гнев, готовность активно отстаивать то, что герою дорого и важно. Чем горячее, тем меньше именно мягкости. Но положительный герой "с характером" всё ещё мягче выглядит, чем злодей с таким же темпераментом.

А вот однозначный злодей. Жестокий, коварный, бессердечный, циничный, расчётливый, вот это всё. Именно сразу заявленный как злодей. Его типаж будет жёстким и холодным, соответственно. Заострённые черты лица, заметный макияж (если это женщина, хотя иногда и у мужчин бывает), резкость, плюс такая манера себя вести, такая мимика и интонации, что возникает ощущение, будто этого персонажа интересует только выгода, исполнение чисто эгоистических желаний (быть главным, быть сильным, быть богатым, жениться/выйти замуж по расчёту, избавиться от тех, кто хочет жить и тем самым как-то мешает ему...). Если у такого злодея потом вдруг обнаружатся мотивы, связанные не чисто с выгодой, а с любовью, привязанностью, спасением кого-то - то этот запросто может стать для меня жёстким и болезненным разрывом шаблона, после которого я не оправлюсь несколько месяцев или лет. Чтобы я так упоролась, он должен сначала ничем не выдавать в себе подобного! Именно разрыв шаблона, это очень важно.

Тот типаж, что я разбирала ранее, "химически сладкий, ненатуральный", он же общепринято "волк в овечьей шкуре", получается следующим образом: мягкость внешности и поведения примерно как у положительного персонажа, но... явный недостаток подобной же теплоты. Кажется, будто это человек в принципе хороший, но, как персонаж второстепенный, не будет толком раскрыт, кого он там любит, о ком переживает, заботится, беспокоится, страдает и всё такое. А потом оказывается, что ни о ком он и не переживает, кроме себя. Холодный, не потому что второстепенный персонаж, а потому что бездушная сволочь под мягко-невинной личиной. Этот типаж я назову "мягким, но холодным". Именно они оказываются злодеями неожиданно для героев и для зрителя.

И, наконец, есть четвёртый типаж, походу мой самый любимый и ненавистный, я вот таких то в гробу видеть хотела, то жизнь за них отдать готова, смотря кто это. Жёсткий, но тёплый (горячий). Резкость внешности у них сочетается с вполне явной, живой эмоциональностью, там есть место страсти, привязанности к кому-то. Эти часто начинают как нормальные люди, но впоследствии переходят на тёмную сторону - из-за трагической любви, ревности, ради мести за убитых близких, от одиночества и отчаяния, вот это всё. С самого начала таких невозможно перепутать с положительным протагонистом, потому что вид более жёсткий, более строгий. Скажем, если протагонист у нас девочка-подросток, то она будет выглядеть моложе своих лет, как ещё ребёнок. А вот антизлодейка такого типажа, даже если она ровесница протагонистки, выглядит однозначно взрослее, серьёзнее, на свой возраст или старше. Их характер серьёзнее, строже или тяжелее, чем у главных добреньких, и это заметно.


Помимо этих типажей есть, естественно, те, по кому сразу точно не скажешь, неярко выраженные и те, с кем я поначалу ошибаюсь по признаку тёплый/холодный или жёсткий/мягкий. Разрыв шаблона впоследствии происходит, отчего возникает либо сильное разочарование, либо сильное очарование. На поверку они чаще всего относятся к последнему типажу, жёсткому, но тёплому. Просто это не сразу мне понятно. Те, кто казались теплее, чем есть, мне всё-таки реже попадаются, наверное. С этим вариантом обманчивого впечатления я как-то чаще в жизни сталкивалась, чем на экране. Принять кого-то мягкого за жёсткого... мм, вряд ли. Только наоборот. Если кто-то умеет правдоподобно корчить из себя более жёсткого человека, чем есть, значит, он сам по себе не полностью мягкий. Или ничего не выйдет, будет заметно, что что-то в образе не сходится. Будут выдавать глаза, голос...


Я не обо всех примерах сейчас готова говорить. Но покажу некоторых сначала из "Ледибаг", а потом и из своих историй.

@темы: исследования, впечатления, персонажи