Кошка-суперагент
Не лезь в чужой труп, а то свой потеряешь.
Моё наблюдение не претендует на объективность, но я буду говорить о том, какое впечатление у меня невольно сложилось. Ещё раз извините, если я не права или очень ограниченно смотрю на это, я не специально, возможно, другие варианты мне просто не очень встречались.

Итак, в фандомах мне видится несколько самых распространённых вариантов позиции по отношению к... ну, в первую очередь, к персонажам. Это особенно проявляется в фанфиках, но и в атмосфере, скажем, сообщества по сериалу/фильму/книге тоже прослеживается, какой подход там преобладает.

Радикальный мэйнстрим. Это когда люди любят в произведении сугубо протагонистов, смотрят или читают ради них, увлечены той идеей, которая на поверхности. К злодеям и к второстепенным персонажам отношение именно как к таковым, нет привычки обращать на них особое внимание, любят тех, кого автор сказал, и всё. Могут быть категоричные чёрно-белые оценки, главных героев во всём оправдывают и идеализируют, злодеев понять и простить не стремятся. Бывает у совсем юных и наивных фанатов, у тех, кто не отличается критическим мышлением или желанием глубоко ковыряться в произведении, у тех, кто попроще к этому относится. У меня такое было до начала подросткового возраста, сейчас иногда может быть на начальной стадии знакомства с произведением. Работы таких фанатов можно читать при повышенной симпатии и большом желании сопереживать главным героям. Но горе тем, кому этого недостаточно.)))

Умеренный/либеральный мэйнстрим. "Я вроде как на стороне положительных героев, но злодея понять тоже могу" (почти цитата). Эти всё ещё очень любят главных героев и смотрят/читают/пишут фанфики и т.д. в первую очередь ради них, но и других персонажей способны оценить по достоинству. В фанфиках у людей с такой позицией бывают глубоко раскрыты и вызывают симпатию и сочувствие как главные герои, так и злодеи или второстепенные персонажи. Но пишется оно всё же больше в пользу главных героев. Тем не менее, проглядывают такие мотивы как "герой тоже может косячить" или "не уничтожить врага, а попробовать договориться мирно, с пониманием его мотивов", "всех можно понять, у каждого своя правда". Я предпочитаю читать именно такие работы. В некоторых из них в конце никто не остаётся обиженным.)) Душегрейка...

Радикальная оппозиция. Это те, кто увлекаются исключительно антагонистами или второстепенными персонажами, а к главным героям относятся зачастую резко отрицательно. Рассуждения в духе "там вот этот злодей - единственный, у кого есть мозги и харизма, а остальные персонажи - картон, тусовка обывателей и дебилы" - это оно. Фандом конкретно Тёмного Королевства из "СейлорМун" - походу тоже из этой категории. Также встречается вариант любителей какого-нибудь редкого пейринга и второстепенных персонажей, когда с ними сочиняют разные AU, вплоть до полного забвения первоисточника и главных героев. Представители радикальной оппозиции, если брать поклонников именно антагонистов, порой доходят до обесценивания и циничного отношения к тем случаям, когда отрицательный персонаж имеет какие-то чувства к положительному. Им больше нравится, чтобы этого не было, нравится идея деконструкции таких пейрингов, хейт положительной стороны. В фанфиках с этой позицией мне бывает неприятно натыкаться на то, как положительных героев выставляют слишком глупыми или жестокими, но те, где главным героям не уделяют слишком много внимания, читать можно, и это бывает забавно.

Встречаются также отдельные личности, которые смотрят на канон с чисто аналитической точки зрения, и по их работам трудно понять, кто у них любимые персонажи и есть ли они вообще. Читать такое интересно, если мозги не полностью превратились в розовый кисель и по кайфу не только переживать, но и думать.))

Так вот. Я не могу вспомнить достаточно случаев ещё одной позиции, той, к которой отношу себя. Я бы назвала себя представителем либеральной оппозиции. То есть, я смотрю, читаю, пишу, рисую и вообще увлекаюсь в первую очередь ради кого-то из антагонистов и ради какого-то малораскрытого пейринга, во многих произведениях у меня также есть по одной очень любимой второстепенной положительной героине (а вот это, кстати, было у меня с самого детства, ещё до увлечения злодеями). Но при этом я ещё помню, как вообще можно любить главных героев (потому что изначально начинаю знакомиться с произведением ради них, а переключаюсь уже позже), и стараюсь не очернять их не по делу. Хотя творить про них у меня меньше мотивации, часто это делается из чувства долга (ну, раз главные герои тоже нужны по сюжету, то придётся и их прописывать, и лучше бы не слишком плохо, а то фанатам не понравится). Я могу злиться на кого-то из главных героев, когда есть повод (неэтично поступили со злодеем или кем-то второстепенным, обо всех позаботились, а моих любимчиков обделили, забыли и потеряли), но не отношусь к ним с категорической и однозначной неприязнью просто так. Симпатизирую отдельно тем положительным героям, которые готовы проявить милосердие к врагам. И предпочитаю вести в фанфиках курс на компромисс и примирение между враждующими сторонами, насколько это возможно. Но в фокусе внимания у меня там всё же не главные герои, пишется всё это безобразие в пользу злодея, правда, в пользу не как злодея, а как человека, с чувствами и привязанностями. Иногда я замечаю, как читатели этот момент не до конца понимают, в чью пользу я пишу и всё делаю. Один раз было даже забавно.)) Итак, либеральная оппозиция - это когда симпатии на стороне злодеев или второстепенных, но главных героев тоже понять можно.)) Мне интересно, как могут выглядеть фанфики у других авторов с таким подходом. Между этим и "либеральным мэйнстримом" где-то стирается граница. Наверное.

@темы: фэндомное, исследования